Компания IGRO участвует в конкурсе Премии Trainings 2014 в номинации "Компания года". Сейчас идет второй тур - конкурс эссе на тему "Чему и как необходимо обучать человека в XXI веке". Наше эссе - "Оцифрованные истины".
Оцифрованные истины
Говорим ли мы о взрослых людях? Если да, то значит - о себе. И вот я задаю себе этот вопрос: чему и как необходимо обучать меня сегодня?
Формулировка «необходимо обучать» звучит как аксиома. Кто-то уже потрудился надо мной и сделал вывод: необходимо! Но мне не 7 лет, чтобы принять этот вывод безоговорочно. Я хочу оговорить его, то есть задать вопросы: это кто считает, что меня необходимо обучать? И – второе – на каком основании он так посчитал? Какими действиями пришёл к выводу «необходимо»? Что складывал, умножал, взвешивал, анализировал? В чём измерял?
В общем, взрослый человек оказывает сопротивление нашему просветительскому порыву.
Во-первых, его уже обучали, и есть подтверждение - школьный аттестат. Многие из нас учились дальше и имеют об этом не только воспоминания, но и документ. Именно наличие свидетельства, аттестата, диплома, сертификата – любого документа об образовании - даёт сознанию отмашку: всё, учёба завершена. Рамки программы, временнЫе рамки и физические рамки картонного документа создают прочную иллюзию законченности образования. И это часто серьёзный барьер для дальнейшей учёбы. Рамка! За неё ещё надо выйти.
Но не только факт законченности вызывает сопротивление. Это было во-первых, есть и во-вторых.
«Необходимо обучать» предлагает мне рассматривать себя в качестве объекта. Некий субъект будет меня обучать. Видимо, взрослый. У него, как у всех нас, взрослых, видимо, накоплен багаж знаний, и он хочет этим багажом со мной щедро и бескорыстно поделиться. Передать в творческое использование, так сказать. Я не против, я приму, но сначала – только на хранение. Приму к сведению, из вежливости. Пользоваться этим подарком я буду, если он окажется необходим, если обогатит и дополнит мой собственный багаж. И буду благодарна, и мне будет не важно, имел ли этот взрослый учёную степень, был ли моложе меня или старше (второе, конечно, лучше: ревнивое самолюбие не будет меня тормозить).
В общем, у взрослого учителя нет перед взрослым учеником безусловного преимущества, какое оно есть у него перед детьми («Слушай старших!»). Право обучать взрослого мы получаем от ученика. Это бывает мучительно долго и далеко не всегда. И именно поэтому кажется разумным категоричный императив «необходимо обучать» изменить.
«Необходимо обучаться» звучит по-другому. Чему и как необходимо обучаться в XXI веке?
Вопрос недвусмысленно подразумевает, что наше время отличается от времён, когда вопрос просвещения тоже возникал и, возможно, даже получал вразумительные ответы. Ответы устарели, вздыхает вопрос.
Наш век уже отмечен тем, что скорость и сложность технического прогресса растёт по экспоненте. Объём информации безграничен, доступ к ней – на расстоянии одного клика – имеет каждый. Человек как носитель информации и распространитель её (просвещенец) сегодня не востребован. Его миллионнократно заменили информационные носители. «Найдётся всё!» - обещает поисковик, и это не преувеличение. Разум наслаждается возможностью, но и парализован информационным изобилием. Что выбрать? Что мне надо? И вот важен авторитетный эксперт. Мы ждём от специалиста практической помощи. Мы желаем получить только необходимое! (Кстати, список продуктов, составленный дома перед походом в супермаркет, - это именно такая практическая помощь: не зачерпнуть лишнего в море продуктового изобилия). Теоретические знания в силу технической доступности (сам почитаю!) уступили место практическим советам. «Сколько вешать? В граммах!!» Современный человек просит точности и чёткости.
А что может быть практичнее и чётче, чем алгоритм, выраженный цифрами! Все эти «7 советов по улучшению», «6 этапов продаж», чего-нибудь для чего-нибудь - не просто маленькие хитрости маркетинга (это как следствие), а именно востребованный формат обучения, реакция на запрос потребителя: отобрать нужное и упаковать в простую, удобную для контроля и проверки, форму. Аптечная точность практического применения знаний и теорий, оцифрованное знание.
И вот нам ответ на часть вопроса, вынесенного на обсуждение. Как обучаться? Точечно.
Страдает ли от этого сознательного упрощения обучение? Да конечно. Нет глубины, нет высоты, не захватывает дух. Но результат налицо. Здесь и сейчас. Конкретный и измеримый.
Но ведь остался вопрос «чему обучаться?». Раздумывая над ним, я прихожу к выводу: общению. Только этому. Мы не понимаем друг друга, и это не экзальтированная метафора, это неприятный факт. Мы утратили речевое единство, незаметно для себя перешли на микс смыслов, слов и символов, значение которых размыто. Мы перестали возделывать культуру диалога и неторопливой беседы. Ещё два-три сезона беспечности и самотёка, и следующие поколения получат в наследство запущенные поля речевого чертополоха и бурьяна.
Коммуникативное речевое здоровье – вот чему сегодня нужно учиться. Остальное у нас под рукой, в кликовой доступности и пошаговой инструкции.
Вы можете проголосовать за нас на портале корпоративного обучения training.ru или в группе HR&Trainings Expo на Facebook (Эссе №6).