В один из дней ШТОРМа (Школы тренеров ораторского мастерства) в минуту штиля команда перебирала несложную тему: интеллектуальный уровень группы. Как не промахнуться с оценкой.
...Когда моя дочь училась во втором классе, а это было 15 лет назад, в гимназии была традиция некоторые уроки проводить в музее. Рисование — в Русском, например.
И вот урок истории в Эрмитаже, в Египетском зале. Экскурсовод понимает, что перед ним восьмилетние дети, и адекватно строит свой рассказ. Он говорит о том, что египетский рисунок нам кажется детским и примитивным с его плоскостным изображением только потому, что мы гораздо позже живём и можем видеть и античную культуру, и все-все последующие. А египтяне были первыми, им не у кого было ещё учиться. Дети внимательно, доверчиво слушают. И нам, сопровождающим детей родителям, тоже интересно. И только один мальчик, которого все родители давно и единогласно признали самым умным, ведёт себя странно: вертит головой, смотрит беспокойно, как будто ищет помощи взглядом. «В туалет хочет», — догадалась я и на цыпочках пробираюсь к нему. В этот момент экскурсовод ещё раз напомнил, что египетская культура древнейшая. И Даня не выдержал, вскрикнул: «А как же шумеры?»
«Хм!»- муркнул экскурсовод с наслаждением. «Конечно, ты прав. Я просто не думал, что во втором классе...» Незабываемый был урок.
(«А как же шумеры?» — наш риторический вопрос с тех пор в случае каких-то нестыковок.)
...Разные бывают участники тренинга.