*интервью Игоря Родченко журналу Business Exellence
Одной из проблем, стоящих на нашем пути к успеху, является страх перед публичными выступлениями – презентациями, докладами, просто сообщениями перед коллективом. Помочь разобраться, в чем заключаются причины этого страха, и какие существуют пути решения этой проблемы, мы попросили специалиста по риторике и речевой коммуникации Игоря Родченко.
- Игорь, не всегда успех в делах дает уверенность в себе при выступлении перед большой аудиторией. Каковы самые распространенные причины боязни публичного выступления?
- Недавно я работал с группой, в состав которой входили руководители одной очень известной и успешной компании. Все эти люди прекрасно выглядят, заразительно смеются, громко разговаривают друг с другом. В их офисе даже мебель излучает уверенность! Садишься в любое кожаное кресло и чувствуешь себя президентом, выбранным на третий срок. Однако, когда мы коснулись темы страха при публичном выступлении, топ-менеджеры затихли и как-то помрачнели… Эта проблема знакома каждому. Она доставляет много неприятных мгновений тем, кто выступает публично. Да и не только им. Ведь страх перед публикой проявляется и в таких ситуациях, как переговоры, встречи со статусными персонами, конфликты. Я бы даже название ему дал другое: коммуникативный зажим. Результатом страха всегда является интеллектуальная и физическая скованность, которую в театральной практике и называют зажимом.
Почему же он возникает? Потому что мы существуем в социуме и зависим от мнения о нас наших соплеменников. Любая зависимость приводит к искажению человеческой личности. Вот наш зажим и является такой кривизной. Это ведь странно, что мы не можем позволить себе всегда оставаться самими собой? Мы все время хотим казаться лучше. И вот представьте себе, выходит на сцену человек, который про себя очень даже понимает, что никакой он не выдающийся оратор, а весьма средненький, но разве ему хочется быть таким в глазах публики? Нет. Так вот этот зазор между тем, кем я хочу казаться, и тем, кем осознаю себя на самом деле, и есть пространство нашего страха. И уйти от него можно, только уничтожив этот зазор. С одной стороны, повышая уровень своего мастерства, как бы приближаясь к идеалу, а с другой – работая с психологической зависимостью от оценки аудитории. Для этого надо научиться управлять своим вниманием.
Дело в том, что когда мы находимся в страхе, то внимание наше погружено в собственные переживания, а надо бросить его в аудиторию. Надо преодолеть себя и сделать условный шаг вперед. Когда вы увидите глаза своих слушателей, когда вы сможете их рассмотреть, когда вы начнете работать на результат, страх уйдет. Ставьте правильно цель в публичном выступлении. Вам ведь важно не произвести впечатление, а сказать так, чтобы аудитория поняла вас, приняла вашу точку зрения. Важно работать на изменение ситуации. Зажим работы, особенно черной, не любит. Так что хватит рефлексировать, «берите лопаты в руки» и вперед, на передовую сцены.
- А как бы Вы сформулировали основные правила публичного выступления?
- Выступление перед аудиторией обязательно требует подготовки. Легко говорить можно на тему, в которой вы чувствуете себя как рыба в воде. Однако часто нам приходится говорить и о том, в чем мы не чувствуем себя уверенно. Для начала сформулируйте в виде простых предложений, что вы хотите своей речью сказать и зачем. Например, вы хотите доказать, что ваша компания готова выполнить этот заказ. Это ответ на вопрос «Что?». Цель, а значит, и ответ на другой вопрос: «Зачем?» - ясна. Вы хотите, чтобы потенциальные клиенты в аудитории решили, что с вашей компанией стоит иметь дело. Теперь подберите и организуйте на бумаге в виде схемы аргументы, подтверждающие эту мысль. Не нужно писать и заучивать текст. Лучше несколько раз проговорите весь материал про себя, чтобы затвердить логику текста, оставаясь при этом свободным в выражении мыслей. За день до выступления оставьте подготовку, вам необходимо отдохнуть, хорошенько выспаться. Сходите в спортзал, на прогулку. Перед выступлением не надо есть тяжелую пищу и пить алкоголь. Голодным тоже выступать не следует. Перед выходом проверьте свой внешний вид, еще раз проговорите главную мысль, цель и ключевые моменты. Вздохните – выдохните, опустите руки вдоль туловища и легко, уверенной походкой идите к людям.
Кстати, аудиторию надо любить. Доброта помогает преодолеть скованность. Если во время вашего выступления случится что-то непредвиденное, не паникуйте и не извиняйтесь перед аудиторией. Вообще помните, что неудачи – это наш лучший учитель. А от постоянных успехов бывает лишь головокружение. Если вы считаете, что выступили плохо, значит, вам явно выпал шанс повысить свою компетентность в ораторском искусстве.
- Есть люди, которые крайне не любят фотографироваться, есть те, кто боится видеокамеры. О чем такие страхи свидетельствуют с точки зрения психологии?
- У меня есть знакомые девушки, которые, наоборот, очень любят фотографироваться. Каждый день они публикуют свои новые снимки в сети «ВКонтакте». Но им явно есть что показать. А мне, например, нечего. Я тоже не люблю фотографироваться. Так что страх этот с точки зрения психологии свидетельствует только о том, что человек трезво оценивает свои внешние данные.
- Есть ли какие-то типы речевого поведения, которые ни в коем случае не допустимы в деловом общении?
- Тут скорее нужно говорить не о типах, а о стратегиях речевого поведения. Таких стратегий различается три: стратегия конфронтации, стратегия пассивного поведения и стратегия сотрудничества. Я думаю, что недопустимых среди них нет. Каждая стратегия обладает своими возможностями, если это, конечно, осознанная стратегия, а не постоянное состояние – в силу особенностей личности. Например, пассивное поведение может стать выгодным в переговорном процессе на определенных его этапах. В результате мы даем возможность нашим партнерам проявить активность, поделиться максимумом информации. Разумеется, что необходимо уметь комбинировать методы и быть готовым к смене речевого пути.
- Какие коммуникативные навыки больше всего нужны в деловом общении?
- Среди базовых навыков, крайне важных в деловом общении, я бы выделил навык управления собственным вниманием, умение снимать излишнее мускульное напряжение и навык активизации речевого поведения. Все эти вещи являются базовыми для модели диалоговой коммуникации, противоположной эгоцентричной, условно «монологичной», в которой мы часто существуем. Как и любые навыки, их можно тренировать в обучении. Самостоятельном обучении – при условии точного понимания сути проблемы и способности оценить результаты действий, а также под руководством специалистов.
- В чем различие тренингов по речевым коммуникациям и тренингов по ораторскому искусству?
- Ораторское искусство – это часть глобальной речевой коммуникации, которую мы осуществляем в бизнесе и не только в нем. Конечно, так уж повелось с древнейших времен, что навык публичного выступления, в силу его сложности, является как бы вершиной речевого поведения вообще. Но есть целый ряд особенностей, которые в рамках тренинга по ораторскому искусству не рассматриваются. В первую очередь, это техники восприятия и обработки информации, это стратегии переговоров и бесед, это особенности поведения в конфликтных ситуациях и тому подобное. Так что тренинг по речевой коммуникации просто шире в изучении процессов общения и вполне может включать в себя модуль по публичным выступлениям.