Главное в неловкой ситуации то, что мы сами определяем её таковой. Или нетаковой.
Это вопрос идентификации. Неслучайно, кажется, толкование слову «неловкость» даётся в такой последовательности: 1) чувство стыда, неловкости; 2) неудачный, не совсем тактичный поступок. То есть на первом месте – ощущение, чувство. Чем чувствительнее натура, чем строже к себе человек, тем больше ситуаций у него в группе риска. Человек категории «а что такого?», заметив, что после анекдота стало тихо, воспользуется случаем рассказать следующий. И будет доволен. А человек-ой! смутится, в нём вспыхнет и им займётся чувство неловкости.
Как с этим чувством быть?
По возможности, погасить. Просто и быстро. Внятного «извините» бывает достаточно в любой такой ситуации. Свидетели неловкости благодарят судьбу за то, что это случилось не с ними, и в этот момент они великодушны. «Ах, пустяки! Какая ерунда!» - вот их типичные счастливые отмашки.
Итак, извиниться. Просто, искренне. Коротко. «Смерть чиновника» написана нам в предостережение от перевозбуждённого чувства неловкости.
Бывают ситуации, когда в неловкое положение мы попадаем по милости третьих лиц. Чаще всего это случается на стыке стилей. Тёплого домашнего с прохладным внешним, например. Все эти прилюдные бабушкины заботы, супружеские нежности, дружеские подколки.
Особенность этих неловкостей в том, что, выпутываясь из них, можно это самое третье лицо очень обидеть. Не желая того, разумеется. Так же, как и оно не желало тебе конфуза – наоборот! «Правда, Машенька красиво похудела? А ведь как переживала!» Бабушка сияет, одноклассники снисходительно улыбаются, Маша краснеет. Как быть? Никак. Просто не заметить. Пощадить бабушку. Это будет лучшим выходом из положения.
Разумеется, неловкие ситуации обусловлены возрастом. Их не бывает в раннем детстве, к ним есть иммунитет у зрелости. Неловкостью обуреваемы юность и молодость.
Давным-давно в моей жизни был эпизод. Незабываемый.
- Что нового у твоих учеников? - спрашивает меня, молодую замужнюю учительницу, влюблённый романтичный юноша-курсант. Мне нравилось, что он болеет мной. Игриво и насмешливо переспрашиваю:
- Что нового у моих пестунов?
Ужас прыгнул ему в лицо и застыл.
И я догадалась, КАК он услышал слово «пестунов». Ужас!
- ПЕСТОВАТЬ – это, знаешь, не так просто… - я ещё что-то говорила мелко-мелко и быстро-быстро, пытаясь спасти себя в его глазах. А там я была небожительница. И вдруг такое!
Постепенно он понял, ЧТО я сказала на самом деле, пришёл в себя, устыдился своему кривотолку, смог улыбнуться. Но нужно было срочно попрощаться, чтобы начать реанимацию отношений «поэт и муза».
Сегодня эта словесная ловушка доставила бы нам ну если не эстетическое, то когнитивное удовольствие, мы бы долго смеялись и наперехват рассказывали о ней в своей компании - и никакой неловкости! С возрастом всё проще. Но тогда!
А теперь пора остановиться, так как наступает «тот неловкий момент, когда ты рассказал о себе слишком много личного малознакомому человеку» (с)…